![]() |
||||||||||||||||||
Главная ![]() |
Новости![]() |
О проекте![]() |
О нас![]() |
Контакт ![]() |
||||||||||||||
Учителя из Алдов в Петербурге
|
![]() |
Учителя, присутствовавшие на семинаре, сами пережили войну, потеряли близких. Самые молодые были тогда старшеклассниками. С грустной улыбкой они признаются, что до сих пор испытывают тревогу, услышав звук самолета и не могут веселиться на празднике, где гремят петарды. Об утратах и глубоком горе, которое в их жизнь принесла война, эти люди говорить не любят. |
Сегодня в школе немного детей, заставших войну. Но все они, как правило, "проблемные". Как быть, если подросток, замыкаясь в себе, ждет отца, пропавшего без вести много лет назад… Ждет, что тот возвратится со дня на день… Как быть, если мальчик воспринимает доброе отношение у нему как жалость или слабость со стороны учителя?
|
![]() |
![]() |
В традиционных чеченских семьях отец не ругает ребенка. Достаточно того, что мать скажет: "Отец будет недоволен, если узнает о том, как ты поступил". После войны "мир перевернулся". Глава семейства может остаться без работы, а мать зарабатывает и не успевает заниматься детьми. Тенденция общая для многих стран мира. Но в Чечне это произошло катастрофически быстро, и отцы, зачастую, совершенно не готовы к воспитанию детей. Отсюда проблемы не только в школе. |
Как быть, если в сочинении ребенок пишет с ненавистью о всех людях в военной форме и не только о них? Сочинение уничтожить нетрудно, но как изменить то, что делается в душе школьника? Как быть, если чеченские мальчишки вообще не любят говорить о своих проблемах со взрослыми, считают это позорным? |
![]() |
![]() |
![]() |
Разыгрывается сцена беседы учителя с "учеником". Ирина Алексеева (слева) не дает участникам выйти из роли и запоминает как удачные, так и тупиковые "ходы" учителя |
Конечно, Ирина Алексеева не смогла дать однозначные ответы на все вопросы. Но она многое прояснила. Разграничила возможности и компетенции учителя, школьного психолога и психотерапевта. Разобрала конкретные ситуации, попросила учителей разыграть беседу трудного ученика и учителя, отметила удачные и неудачные приемы, рассказала о проблемах других людей, переживших войну в "мирное время" и т. д.
Лично мне, петербуржцу, показалось, что многие алдинцы открыли для себя что-то полезное. Для себя как для учителя и для себя как человека, прошедшего войну с невосполнимыми потерями.
Алексей Никаноров
© Дом мира и ненасилия